magman67 (magman67) wrote,
magman67
magman67

Categories:

Адский проход: Железная дорога смерти

Эту статью я перевёл для "Фарангфорум" в феврале 2013 года.

Military History (бывш. Military Times) January 2013.

Адский проход: Железная дорога смерти

Нил Говард был глубоко тронут посещением реки Квай в Таиланде, где тысячи военнопленных погибли при строительстве железнодорожных путей для японцев между 1942 и 1943 годами.



О мосте через реку Квай написано много. Хотя фильм исказил конец деревянного моста, он точно передал жестокость японцев и страдания 60 000 военнопленных союзнических войск. Мост был связующим звеном между Китаем и Бирмой и был очень критичен для доставки грузов и войск на Бирманский фронт. Изначально японцы предполагали использовать на строительстве только азиатских рабочих. Более 200 000 были подкуплены и призваны для выполнения работ. Однако, после падения Малайзии, Сингапура и Индонезии, японцы оказались обременёнными тысячами военнопленных. Решение проблемы? Транспортировать их в Таиланд для строительства бирманской железной дороги.
После битвы при Мидуэе японцы нуждались в эффективном транспорте для войск, направлявшихся в Бирму. Эксперты по логистике остановились на предложении быстро завершить железнодорожный путь. Архитекторы и инженеры набросали планы, чтобы к строительству можно было приступить немедленно. Двумя самыми серьёзными препятствиями были река Квай и скальный массив у Канчанабури, Таиланд.


Рабочие, измученные войной

Между 1942 и 1943 гг. для строительства дороги были доставлены 60 000 британских, австралийских и голландских военнопленных. Из них более 13 000 были замучены руками японцев. Добавим сюда 700 американцев, из которых умерли 356 человек. Число погибших азиатских рабочих подсчитать трудно, но полагают что их больше 100 000.
Принуждённые работать с нечеловеческой скоростью, при недостатке питания, при гнетущей жаре и эпидемиях различных болезней, узники умирали с пугающей скоростью. Мёртвых часто хоронили прямо на том месте, где они упали. Работа над дорогой продолжалась 16 месяцев прямо на костях погибших.
Весь проект был завершён 17 октября 1943 года, но работал гораздо хуже ожиданий. В Бирму проходили только шесть поездов в день.
В свою очередную поездку в Таиланд в ноябре 2012 года. Я посетил оба этих места, и Мост через Квай и Адский проход. Железобетонный мост всё ещё стоит как постоянный мемориал мёртвым. С другой стороны, знаменитого деревянного моста больше не существует. Он был сооружён второпях, как временная структура до завершения железного. Ни один из мостов не был достроен до конца. Во время Бирманской кампании Королевские военно-воздушные силы регулярно бомбили оба моста, но, не нанося серьёзных повреждений. Железнодорожная линия действовала до самого конца войны в 1945 году.



Воспоминания о страданиях

Австралийцы работали в основном на Адском проходе. Сегодня Австралия сохраняет это место как постоянное напоминание об ужасах и жестокости, которые выстрадали её сыновья во время Второй мировой. Сойдя с туристического автобуса, я не представлял, чего ожидать. Единственное что мне было известно, что Адский проход был отмечен как очередная остановка на нашем маршруте. Проведя три часа в музее и пройдя по месту, где было замучено так много людей, я почувствовал, что здесь всё вызывает глубокую скорбь по жертвам зверств.
Спускаясь на 200 ступенек, чтобы посмотреть на проход, я в полной мере ощутил и жару и влажность. Гид рассказал, что узники ходили по тем же самым ступенькам в 1942 году. Проглотив залпом полбутылки воды, я понял – мой дискомфорт это ничто по сравнению с тем, что испытывали австралийцы.
Работа в сменах длительностью 16-18 часов, при недостатке воды и пищи с мизерными перерывами. Многие из этих людей страдали от малярии, холеры и дизентерии. Без правильного медицинского обслуживания больные рабочие погибали с жуткой регулярностью. Сотни других умирали от избиений и издевательств японцев.


Челюсти ада

«Конью Каттинг», так японцы называли это место, было основным препятствием для завершения дороги. Без современной экскаваторной техники и взрывчатки, работу вели голодные люди с четырёхкилограммовыми молотками, стальными дрелями, лопатами и кирками. Раздробленную породу вручную выносили в корзинах и мешках из-под риса на палках. Под требованием японского командования закончить работу поскорее, охранники заставляли заключённых работать до глубокой ночи. После наступления темноты зажигались факелы и их закрепляли повыше над рабочими, чтобы освещать место работ. Смотря вверх, некоторые узники думали что они находятся в «челюстях ада» Другие просто назвали это «Адский проход».
Проход заставил узников прорываться сквозь песчаник и кварц на 70 футов в глубину и 20 футов в ширину и на 300 футов в длину. С июля по октябрь 1943 года в печально знаменитый период «Биистреей», работа на участке ускорилась неимоверно. Рабочие трудились круглосуточно: 62 часа работы из 72 часовой смены – наиболее длительный задокументированный период работы. Проект был завершён за удивительные 12 недель. Цену страданиям и смертям подсчитать невозможно.



Когда я вошёл в проход, под ногами оказался камень. Слева кто-то поставил алтарь, опоясанный рядом маленьких крестиков. Над ним развивался маленький австралийский флаг. Я шёл и замечал отметины, оставленные кирками и дрелями. В одном месте я обнаружил кусок сверла, навеки застрявший в камне. Большинство рельсов были удалены, но маленькая секция остаётся как напоминание о железной дороге. Хотя Адский проход больше не используется, он навеки останется памятником человеческой жестокости.
Австралийское правительство много сделало для сохранения памяти. Тайско-Австралийская торговая палата впервые провозгласила это место мемориальным 25 апреля 1987 года.

24 апреля 1996 года Мемориальный музей Адского прохода открылся в качестве выставки предметов той эпохи, чтобы показать настоящую историю строительства железной дороги. Большая мраморная плита называет всех, и мёртвых и выживших. Глиняная чаша, наполненная водой и орхидеями, изготовлена одним из выживших в память о его павших товарищах.
Когда я шёл от музея к автобусу, меня поразила мысль: «такое не должно больше повториться никогда». Адский проход останется в моей памяти навсегда.

Музей Адского прохода был открыт премьер-министром Австралии 24 апреля 1998 года. Он работает ежедневно с 9 утра до четырёх пополудни и это место обязательно к посещению теми, кто интересуется историей Второй мировой войны, оказавшимся в окрестностях Канчанабури. Вход в музей свободный.
Tags: thailand, Мои переводы, Таиланд, Таиланд – большие тексты
Subscribe

  • Для солидных господ

    Эта статья появилась сегодня на первой полосе Financial Times. Правительство Таиланда планирует с 2022 года введение 10-летних виз для солидных…

  • Таиланд может открыться 1 октября

    Правительство Таиланда готовит документы по открытию для иностранных туристов Бангкока, Паттайи, Хуа Хина и Чиангмая по "специальной схеме"…

  • Русские на втором месте

    Антиправительственные выступления, считается, могут дополнительно ослабить рынок кондо в Бангкоке. За первую половину года иностранцы купили 4 358…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments