magman67 (magman67) wrote,
magman67
magman67

Categories:

Животная магия

Эту статью про тайские магические татуировки "янтра" я перевёл в феврале 2012 года для "Фарангфорум". Тема по-прежнему актуальна.

Bizarre, спецвыпуск на Хеллоуин 2010 года.

Слова: Соррел Нусс Фото: Седрик Арнольд

Животная магия

Раз в году толпа мужчин собирается на парковке в Таиланде и превращается в существа, вытатуированные на их коже, чтобы показать магию животных.

Они останавливают пули, ломают кинжалы, они делают тебя более красивым, мудрым или неотразимым. Во всяком случае, именно так думают тайцы о своих традиционных татуировках – «янтра». С благословением монаха и с силой увеличенной змеиным ядом, татуировки «янтра» (мифологические существа из «Рамаяны», священной книги индуизма) – животные и древние религиозные тексты – всеми признаны магическими, дающему тем, у кого они есть, защиту и сверхъестественные способности. Не удивительно, что они популярны среди профессиональных убийц, гангстеров, солдат, боксёров и, упс, Анжелины Джоли, которая сделала татуировку тигра на спине ещё в 2004 году. Хотите наносить удары в кунг-фу быстрее, чем ваш соперник? Сделайте татуировку обезьяны. Ищите мудрости? Наколите живущего в ветвях деревьев старца «руусии» между лопаток. Хотите стать более привлекательным, чтобы поухаживать за тем, кто вам нравится? Попробуйте ящерицу. Но будьте осторожны, ко всему прилагается нагрузка…




Корни этих магических тату уходят глубоко в прошлое. Тайская культура это сложное смешение индуизма, анимизма – идеи, что духи присутствуют во всех животных и предметах – и буддизма. Все эти элементы включены в татуировки «янтра». Буддийские монахи начали накалывать религиозные письмена на санскрите 3000 лет тому назад, чтобы защитить себя от зла и на удачу. Настенная роспись XV века в храме Аюттайи изображает сцену, в которой разрушается меч, которым пытаются убить солдата с татуированной кожей. Верования, окружающие такие тату оставались без изменений на протяжении столетий. Людям, носящим «янтра», следует избегать некоторых удовольствий, если они хотят, чтобы сила рисунка не ослабевала. Например, нельзя давать женщине быть сверху во время секса, иметь интрижку на стороне, и что очень странно, есть старфрукт (карамболу). Силу, которой награждает владельца татуировка, нужно «подзаряжать» ежегодно при помощи удивительных церемоний, где разукрашенные люди впадают в транс и ведут себя как животное или символ, изображённое на их коже.

Буйный ритуал

Каждый год в марте, около тысячи татуированных тайцев съезжаются в автопарк около храма Ват Банг Пра, что в Након Чайси, маленьком городке в 50 километрах к западу от Бангкока для «вай кхру» – дикой церемонии благословления татуировок. Место это особенное, потому что один из самых прославленных современных мастеров Луан Пхор Перн был мастером тату при храме до самой своей смерти в 2002 году в возрасте 80 лет. Его большая статуя всегда присутствует на церемонии, на сцене в окружении 20-30 монахов. События разворачиваются рано. К семи утра, когда собираются татуированные полицейские, пожарные, наёмные убийцы, бойцы муай-тай и таксисты, уже припекает солнце. Некоторые сидят и завтракают, в то время как другие втягиваются в действо. Свирепого вида люди начинают трястись, концентрируясь на значении своих тату, памятуя конечно о важности момента. Затем глаза их закатываются, грудь ходит вверх-вниз, в то время как они всасывают полные лёгкие воздуха. Внезапно они начинают хрюкать и извиваться в судорогах, когда ими овладевают духи, что на их коже. Некоторые храбрецы режут лезвием кожу или втыкают кинжалы себе в спину без всяких следов крови, чтобы продемонстрировать силу своих специальных чернил.



У тех, чья кожа изрисована множеством животных, перетекающих из одного в другое, церемония «вай кхру» напоминает Ноев ковчег во время урагана. Фотограф Седрик Арнольд, живущий в Таиланде семь лет и который сделал снимки для этого репортажа, говорит, что людей у кого рисунок крокодила или змеи обойти легче всего, так как они просто извиваются на земле. Но его любимчики это те, у кого тату свиньи. «Они зарываются носом прямо в пыль и начинают хрюкать», – говорит он. Седрик видел человека с татуировкой тигра (рисунок, ставший популярным 200 лет назад благодаря наёмным убийцам, которые хотели иметь защиту от страха), который начал рычать, скрючивать пальцы как когти и прыгнул в толпу. «Это было потрясающе», – сказал Седрик. «Неопытных зрителей просто выкосило и два или три фотографа, пришедших «пощёлкать» церемонию оказались на земле».

Мускулистые добровольцы формируют живой щит около сцены с тем, чтобы монахов не затянуло в это неистовство, но их основная задача – вернуть «животных» на землю. Для вывода «янтра-татуированных» из транса, добровольцам приходиться скакать в экстазе, останавливать приёмами из регби, извивающихся и ползающих и выкручивать им уши. И, о чудо, сразу же после того как им хорошо натёрли мочки ушей, люди, которые только что себя резали да ещё с пеной изо рта, успокаиваются, встают и медленно идут на своё место. В 9:39 утра настоятель произносит короткую речь. Затем послушники благословляют толпу святой водой из шлангов, декорированных под бамбуковые стебли. К одиннадцати часам шоу заканчивается и народ, вдохновлённый, но смертельно уставший, расходится по домам.

От монаха к обезьяне

Сделать себе «янтра» – это настоящий фантастический опыт, который начинается в тот момент, когда вы переступаете порог мастерской татуировщика. Сила рисунка, его мощь зависит от репутации художника или «аджарна», который также является духовным лидером и ясновидящим. Многие «аджарны» монахи, но некоторые – обычные люди, обучившиеся искусству тату у известного мастера и научившиеся понимать и наносить священные тексты на Пали – языке, на котором говорили в Индии в VIII веке до нашей эры, когда был жив Будда.



Седрик пошёл посмотреть местного татуировщика в Бангкоке, и был просто ошеломлён представлением «аджарна». Татуировщик с дредами, обычно расхаживающий в ковбойских сапогах и слушающий регги в своём грузовичке-пикапе, переоделся для работы в хлопковую мантию. Он прожил в лесу девять лет, пока оттачивал своё мастерство и учился находить правильные «мистические зоны» для татуировки и пророчеств. Он стал живущим среди деревьев мудрецом «руусии». Он преображается в движении. «Аджарн» надевает чёрную маску, через которую и видно-то плохо и входит в транс, распевая мантры на Пали. Сначала шепотом и тихо, он постепенно говорит всё быстрее и громче пока не достигает резкого бормотания в остром ритме стаккато. «Это впечатляет», – говорит Седрик. «Аджарн» говорит невнятно, несёт тарабарщину, как персонаж из мультфильма. И когда он достигает пика своей мантры, он останавливается, безмолвно сидит и начинает рыгать, будто его сейчас стошнит. Затем он жуёт бетель, рот становится красным, сплёвывает несколько раз, теперь его голос звучит низко, как у старика».

Завершая своё превращение в мудрого старца, «аджарн» изгибается и осматривает пришедших. «Здравствуйте, мудрец, добро пожаловать», – говорят они, выкладывая подношения, цветы, свечи и сигареты к статуэткам божеств на алтаре и передавая конверты с деньгами мастеру. Поворчав на них, «аджарн» готов раздавать советы и наносить чернила. «Уровень суеверия в Таиланде просто поразителен», – говорит Седрик. «Люди приходят спросить «аджарна», в какой день им следует открыть магазин, какого цвета машину им покупать, и даже в какую сторону им нужно будет повернуть, сразу же после того как они выйдут от мастера с новой татуировкой. Он даже даёт кусочек ткани с написанным на нём заклинанием человеку, который хочет вернуть подружку – всё как положено «руусии».

«Аджарн» также одержим существом, которое он изображает. Погружая бамбуковый стержень с иголкой на конце в таинственный коктейль из китайских чернил, змеиного яда, сигаретного пепла, трав и субстанции под названием «трупное масло», он начинает накалывать плечо посетителя. Работает стремительно, сказывается большой опыт, быстро, как будто наносит удары, он формирует на теле образ ступы (холмообразный реликварий с вершиной в виде шпиля, содержащий останки высших буддийских лам), точечно перемещая иглу по коже в течение 15 минут. После, промокнув кровь и остатки чернил тряпкой, он произносит ещё одну мантру, улучшая «янтру» дополнительной магией и его клиент со слезами на глазах шагает к выходу. Хотя татуировка создана, чтобы принести ему удачу и предохранить от несчастий, придётся подзаряжать её в храме Ват Банг Пра каждый год.

Темперамент татуировки

Фестиваль «вай крхру» несомненно, лучшее время, чтобы сделать тату, и во всех зданиях по соседству с храмовым комплексом, «аджарны» наносят свежие чернила. Но настоящий мастер никогда не сделает рисунок, с которым человек не сможет совладать. Женщины, кстати, признаны слишком слабыми для могущества «янтры». Татуированных девушек провожают хмурыми взглядами, хотя у тех всего лишь наколоты ящерицы в обычных местах, чтобы казаться неотразимыми. Но те из них, кто чувствует себя достаточно сильными, обращаются с просьбой сделать невидимое тату. Процесс тот же самый, но «аджарн» вместо чернил использует масло. И хотя сразу после нанесения рисунка кожа красная и пупырчатая, через пару месяцев вы с трудом сможете разглядеть маленькие точки там, где игла касалась кожи.



Существуют также люди, которые вообще не могут иметь «янтра». Седрик видел канадского туриста, который хотел татуировку многоножки на спину. «Алжарн» ознакомился с предметом работы и сказал «Я вижу, что у тебя горячая голова. Многоножка – символ, рождённый из огня, а тебе нужно существо, рождённое из воды, чтобы снизить твой темперамент. Ты не справишься с силой многоножки». А Вы?
Tags: thailand, x-files, За гранью, Мои переводы, Таиланд, Таиланд – большие тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments